Урок остается основной организационной формой
образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и
построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием
преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По
мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее
для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как
помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив
энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета
Здоровья».
I.
Цель и
задачи программы
Цель
данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в
период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться
творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы,
законами бытия.
Задачи:
-
сформировать
у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-
формировать
у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического
воспитания;
-
обеспечить
физическое и психическое саморазвитие;
-
научить
использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
добиться
потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
II.
Особенности программы
Данная
программа строится на принципах:
-
Научности; в основе которых
содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья
школьников.
-
Доступности; которых определяет содержание
курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-
Системности; определяющий
взаимосвязь и целостность содержания,
форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность
курса.
Содержание
занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным
привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
-
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и
успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия
носят
научно-образовательный характер.
Основные
виды деятельности учащихся:
-
навыки дискуссионного общения;
-
опыты;
-
игра.
Режим
проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
Изучение
программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим
школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической
деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя
дополнительные виды деятельности:
-
чтение стихов,
сказок, рассказов;
-
постановка
драматических сценок, спектаклей;
-
прослушивание
песен и стихов;
-
разучивание и
исполнение песен;
-
организация
подвижных игр;
-
проведение
опытов;
-
выполнение
физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания,
развитие воображения;
Организация учебных занятий
предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости,
открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные
возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности
и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания»,
на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только
дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
III.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4
классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе),
по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет,
реализуется за 4 года. Количество
учащихся составляет 15-20 человек.
IV.
Ожидаемые результаты
В
результате усвоения программы учащиеся
должны уметь:
-
выполнять
санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять
гигиенические процедуры в течение дня;
-
осуществлять
активную оздоровительную деятельность;
-
формировать своё
здоровье.
Учащиеся
должны знать:
-
факторы, влияющие
на здоровье человека;
-
причины некоторых
заболеваний;
-
причины
возникновения травм и правила оказания первой помощи;
-
виды закаливания
(пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила
закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление
здоровья человека;
-
о пользе
физических упражнений для гармоничного развития человека;
-
основные формы
физических занятий и виды физических упражнений.
|