Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как
свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной
культуры:
·формирование способности к
духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой,
предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться
лучше»;
·укрепление нравственности,
основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней
установке личности школьника поступать согласно своей совести;
·формирование основ нравственного
самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать
собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и
чужим поступкам;
·формирование нравственного смысла
учения;
·формирование основ морали —
осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного
принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом,
укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма;
·принятие обучающимся базовых
национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
·формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
·формирование способности открыто
выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять
критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
·формирование способности к
самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,
к принятию ответственности за их результаты;
·развитие трудолюбия, способности к
преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении
результата.
В области формирования социальной
культуры:
·формирование основ российской
гражданской идентичности;
· пробуждение веры в Россию, свой
народ, чувства личной ответственности за Отечество;
·воспитание ценностного отношения к
своему национальному языку и культуре;
·формирование патриотизма и
гражданской солидарности;
·развитие навыков организации и
осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими
детьми в решении общих проблем;
·укрепление доверия к другим людям;
·развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
·становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
·формирование осознанного и
уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным
организациям, к вере и религиозным убеждениям;
·формирование толерантности и основ
культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным
традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной
культуры:
·формирование отношения к семье как
основе российского общества;
·формирование у обучающегося
уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим;
·формирование представления о
семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
·знакомство обучающегося с
культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
|