Программа формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с
определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического
и психологического здоровья как одного из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых
результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего
образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на
состояние здоровья детей:
• неблагоприятные
социальные, экономические и экологические условия;
• факторы
риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят
к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году
обучения;
• чувствительность
к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей
природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть
значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных
популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в
целом;
• активно
формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения,
привычек;
• особенности отношения
обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно
отличающиеся от таковых у взрослых, что
связано с отсутствием у детей опыта
«нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими
заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния
болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в
постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего
отношения к здоровью, что
обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и
значимой (ребёнок всегда стремится к
удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое
будущее, и поэтому ни за что не пожертвует
настоящим ради будущего и будет сопротивляться
невозможности осуществления своих желаний).
Наиболее эффективным путём
формирования ценности здоровья и здорового
образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем,
воспитателем, психологом, взрослыми в
семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном
учреждении, развивающая способность понимать своё
состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной
активности, питания, правил личной гигиены.
Одним из компонентов формирования ценности
здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями
(законными представителями) обучающихся, привлечение
родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности
здоровья и здорового образа жизни.
Программы формирования ценности здоровья и
здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строиться на основе научной обоснованности,
последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической
целесообразности.
Задачи программы:
• сформировать представление о
позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить
обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить
выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её
использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о
правильном (здоровом)
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом
принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и
т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на
здоровье;
• дать представление о влиянии
позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с
компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки
позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность
ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в
том числе связанным с особенностями роста и развития.
|